Итак, вы задумываете отпуск и присматриваете авиабилеты. Расскажу, как это делать правильнее, чтобы «не сесть в лужу», ведь стоимость авиабилетов — как правило, самая большая статья в «смете» отпуска.

И я видел настоящие трагедии, когда люди из-за собственных ошибок спускали на ветер то, что так долго копили.
Откуда эти советы? Меня зовут Алексей Ли, и я являюсь директором по развитию сервиса онлайн-покупки авиабилетов Aviata. Регулярно обсуждаем с нашей группой поддержки все возникающие у клиентов проблемы и вырабатываем решения.
Совет 1: где не стоит покупать авиабилеты
Вроде бы и просто? Нет. Покупая на незнакомых сайтах, которые вы только что нашли в интернете, вы рискуете отдать деньги мошенникам.
Во-первых, обращайте внимание на адресную строку: если содержится https с зеленой маркировкой − соединение защищенное, уже какая-то гарантия. Обратите внимание на
авиабилеты онлайн!

Во-вторых, попробуйте найти разделы «Пресса о нас» и «Отзывы», пройдите по ссылкам, убедитесь в существовании статей в серьезных изданиях о данном сервисе и каких-либо отзывах на сторонних сайтах.
В общем, безопасность никто не отменял. Иногда лучше немного переплатить и заказать на известном сайте. Вы ведь не стремитесь купить самую дешевую машину, например?
Можно подумать, что по-старинке покупать безопаснее. Но нет. Немало случаев, когда «агентства в шкафу» — мелкие лавочки на первых этажах домов, в бизнес-центрах или еще где-то, с вывеской «Авиа- и ЖД-билеты» — на деле оказывались однодневками. Аферисты могут взять деньги, распечатать вам фальшивый электронный билет, а на завтра вы их уже не найдете.
Совет 2: овербукинг — как не остаться без места с билетом
Овербукинг — продажа на рейс билетов немного больше, чем есть мест в самолете. По статистике больших чисел, N% пассажиров не приходит на рейс. Авиакомпания может продать например 105 билетов, когда в самолете всего 100 мест— по статистике, 5 человек отменит свои билеты или просто опоздает на рейс.
Некоторые авиакомпании практикуют овербукинг на рейсах с большой частотой (например Москва—Питер или Алматы—Астана) — и если все-таки все покупатели придут на рейс, кто-то остается за бортом. Авиакомпания в этом случае долго извиняется, разводит руками, с сожалением сообщает о накладке, и предлагает полететь следующим рейсом «всего лишь через N часов», или возмещает стоимость + компенсацию.
А представьте, что какому-то чиновнику срочно и незапланированно надо улететь в столицу? Исход тот же.
Как избежать?
Во-первых, не допускать ошибок в имени при бронировании—иногда на перегруженных рейсах авиакомпания специально просматривает списки пассажиров, и ищет кого можно снять рейса «безболезненно» для авиакомпания, но не для вас.
Во-вторых, используйте online check-in, регистрацию на рейс через интернет. В этом случае остается без места тот, кто позже всех пытается зарегистрироваться уже в аэропорту.
Совет 3: транзитные рейсы
Если ваш рейс не прямой, уделите время изучению транзитного аэропорта через интернет. В самом простом варианте у аэропорта есть транзитная зона, где можно не заходя на территорию страны и соответственно не проходя паспортный контроль, пересесть на следующий рейс.
Более тяжелый случай — в одном из крупнейших аэропортов Канады из-за ошибок строительства нет транзитной зоны, а это значит, что необходимо проходить через паспортный контроль и, соответственно, надо получить транзитную визу. В Лондоне ранее можно было до 24 часов беспрепятственно находиться в городе, сейчас же введена так же транзитная виза. По многим другим городам есть свои нюансы, стоит почитать об этом заранее.
Совет 4: критичные и некритичные ошибки в авиабилете
Критичные ошибки: все, что связано с фамилией и именем. Бывают случаи когда имя и фамилию путают местами. Бывает, что вбивают латинское написание «как слышится», хотя в паспорте написано по-другому. В стандарте авиакомпании могут закрыть глаза, если допущено 3 или менее ошибок. А могут и не пропустить, если у них на рейсе овербукинг и им надо найти «лопухов» (читайте совет №2). Поэтому проверяйте три раза, т.к. после выписки билетов строжайше запрещено вносить изменения в фамилию и имя. Почему запрещено—описано в совете №9.
Некритичные ошибки: дата рождения, номер паспорта и все остальное. Если допустили ошибку, просто попросите службу поддержки внести изменения.
Лайфхак: если ваш паспорт еще не готов, а вам все-таки хочется подешевле и пораньше выкупить авиабилеты, это можно сделать. Можно выкупить по старому паспорту или вбив номер удостоверения, а после получения нового паспорта связаться с агентством и попросить внести в билет номер нового паспорта. Главное, чтобы успели сделать паспорт до вылета 😉
Совет 5: последовательность маршрута
Допустим, у вас рейс Астана—Париж—Берлин и назад Берлин—Париж—Астана. Ввиду близости европейских городов, некоторые путешественники пропускают, например, участок Париж—Берлин, проезжая его на арендованном авто. Это влечет аннулирование всех последующих участков перелета.
Совет простой—не пропускать участки, кроме случаев, описанных в следующем совете.
Совет 6: трюк «скрытый город»
Сразу предупрежу: этот трюк не приветствуется авиакомпаниями. Они могут лишать вас преференций, обнулять ваши бонусные мили и т.д. Но этот способ иногда помогает здорово экономить—иногда на сотни долларов.
Вариант 1: изменить город вылета на ближайший. Например, если надо в Новосибирск из Алматы, то гораздо дешевле доехать до Бишкека, а уже оттуда лететь в Новосибирск—экономия 100 долларов в одну сторону прямыми рейсами S7 для некоторых очень актуальна.
Вариант 2: поискать город прилета с транзитом через тот город, который нужен вам. Например, если вам нужно в Минск, и авиакомпания имеет прямой рейс по четвергам в Минск, то из Алматы можно поискать рейс Алматы—Москва этой же компании с транзитом через Минск. Автоматическая система тарификации авиакомпании на такие менее популярные цепочки может ставить цены дешевле, и удастся сэкономить пару тысяч, «обыграв» систему. Конечно, лучше при этом лететь без багажа, или надо будет его затребовать в точке транзита, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства. Но в этом случае не стоит брать билеты в обе стороны, т.к. вы нарушаете цепочку маршрута, описанную в совете №5, и не сможете воспользоваться обратным билетом.
Совет 7: покупать ли на сайте авиакомпаний?
Успеть на свадьбу подруги. Был случай, какой-то сбой в базе билетов филиппинских авиалиний, и девушку не допускают на рейс Сеул—Манила из-за отсутствующей информации о билете. А у ее подруги свадьба в Маниле на следующий день, куда она собственно и летела. Что делать? Агентства гибче авиакомпаний в плане принятия решений, т.к. мы смогли оперативно выкупить клиенту билет на рейс другой авиакомпании, вылетающей всего на час позже первоначального рейса.
Язык: тайский или тайнглиш? Как вы думаете, на каком языке придется общаться в случае необходимости обменять билет тайских авиалиний? В случае покупки через агентство — на своем родном.
Агентства «играют» на стороне покупателя. Как думаете, кто более объективно может рассказать вам, в каких случаях авиакомпании вынуждены вернуть билет или предоставить доп.сервис? Представитель «провинившейся» авиакомпании или ваш агент?
Совет 8: как получить поддержку
Что у авиакомпаний, что у больших агентств порой бывают перегружены телефонные линии и ждать можно по несколько десятков минут. Особенно в случаях задержек рейсов, например, по погодным условиям. А вам срочно нужна помощь — обмен или возврат билета. Самый верный способ — оставить заявку на сайте или заказать обратный звонок. Такими заявками как правило занимаются отдельные сотрудники, которые в порядке очереди планомерно обрабатывают все заявки.
Совет 9: дешевые авиабилеты − менять нельзя сдавать
Вообще любые билеты регулируются правилами авиакомпаний, так называемыми правилами применения тарифа. Там есть основные факторы, описываемые в следующих разделах:
CHANGES − меняемый или неменяемый
CANCELLATIONS − возвратный или невозвратный (non-refundable)
Все правила подвязаны к сроку, когда пассажир делает заявку − до вылета, за 24 часа до вылета, после вылета, в случае неявки на рейс (no-show). Соответственно, описывается, в каких случаях применяются штрафы (CHARGES) за изменения и в каком размере.
Совет: если чувствуете, что правила для вас могут быть критичны − лучше после бронирования не выкупать сразу, а обратиться за консультацией в службу поддержки за детальным разъяснением.
Для визы? Иногда для визы покупают билеты подороже, которые можно отменить в случае отказа в визе. И при успешном ее получении можно сдать билет, и купить уже более дешевый невозвратный.
Перепродать? Никогда. Все билеты сейчас именные, и если авиабилет куплен на Джона, то переписать на Ермека уже нельзя. Это делается для того, чтобы не развелось барыг-спекулянтов.
Совет 10: не бронируйте несколько раз
Иногда люди ставят бронь, не оплачивая сразу, т.к. нет денег на руках. Пока ищут требуемую сумму, видят что бронь скоро истечет и что билеты все еще есть по той же цене, и ставят еще одну бронь на более длительный срок.
Это ошибка. При наличии дубликатов брони, авиакомпании аннулируют самую дешевую, а могут снять и обе брони.
Совет 11: возврат невозвратных билетов
День-в-день: Если после выкупа невозвратных авиабилетов вы вдруг ошиблись, или поняли что по каким-то причинам вам все-таки не нужны билеты — в большинстве случаев день-в-день их все-таки можно аннулировать в агентствах. Надо оперативно связываться и оставлять запрос. После 12 часов ночи возможность аннулирования превращается в тыкву.
Отказ в визе: Некоторые авиакомпании идут навстречу и все-таки делают возврат денег даже по невозвратным (non-refundable) билетам, если у вас есть официальный письменный отказ в визе от консульства. Какие? Навскидку — KLM, Lufthansa, МАУ. По остальным — лучше консультироваться в агентстве.
По болезни или смерти близких родственников или самого пассажира. Это стандарт у всех авиакомпаний.
Совет 12: заходите на сайт агентства напрямую
Авиасейлз? Скайсканнер? Это так называемый метапоиск — подобные сайты собирают информацию с онлайн-агентств, сравнивая их цены, и предлагают перейти для оформления заказа уже на сайт агентства. Иногда это и хорошо, но в отдельных случаях попытки купить на незнакомых сайтах, на которые перенаправляют метапоисковики, в погоне за экономией 4—6 долларов могут сыграть с вами злую шутку—у новых для вас агентств свои методы работы, методы поддержки и т.д.
Важно отметить, что онлайн-агентства вынуждены платить за каждый переход метапоисковику около 2—3% стоимости билета — поэтому зачастую агентства лишают преференций тех клиентов, кто перешел к ним с метапоиска. Например, не начисляют бонусные баллы и т.д.
Еще раз повторюсь, не всегда стоит гнаться за экономией «на спичках», как и не стоит питаться в самых дешевых общепитах — чревато последствиями.
Совет 13 (КО): раньше — дешевле!
Как правило, дешевле всего билеты за 2—5 месяцев до вылета.
Совет 14 (КО): плавающие даты
Пользуйтесь функцией «+−3 дня» − это матрица вариантов вылета туда и назад в ближайшие дни от выбранных — можно поймать более хорошие рейсы (например некоторые рейсы только по вторникам и пятницам), да и цены могут отличаться на один и тот же рейс.